Get Adobe Flash player

В лабиринтах Кольского: часть 2. Умба и Белое море

1 Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично

Первую часть наших приключений по Кольскому полуострову можно прочитать здесь.

На вокзал мы приехали сильно заранее. Автобусное сообщение между Кировском и Апатитами достаточно странное: автобус не заруливает на вокзал. Утром, с помощью «Индрайвера» и «Я.Такси» мы пытались выловить хоть одного таксиста на весь Кировск. Не с первого и не со второго раза, с трудом, но выловили. В принципе, думаю, что могли бы и поймать такси, просто проголосовав, но утром трафик был не слишком большой.

Итак, где-то в районе 7.30 мы оказались на вокзале (поход начинался в 8 с копейками).

Здесь логично сделать небольшое лирическое отступление о выборе маршрута и компании. К походу на Умбу я присматривался долго, года три-четыре, если не больше. Привлекала идея не морочиться самому с набором команды, закупками провианта, раскладками, лоциями, маршрутами, снаряжением, а выбросить все из головы и, наконец, отдохнуть, присоединившись к коммерческому туру. Тем более, что ценник не сильно завышен.

При этом еще задолго до отправки в Хибины в качестве оператора по Умбе была выбрана компания «Стелла». Дело в том, что с ними мы постоянно встречались на Кутсайкоки, Уксе и других реках. Мой друг Фил знаком с отцами-основателями компании. Так что, в целом, я знал, что от них ожидать и не рассматривал варианты других компаний. Каково же было мое удивление, когда в первый день нашего пребывания в Хибинах ко мне на вотсапп прилетело сообщение, что наш поход отменяется в связи с тем, что группа не набралась... После некоторых словопрений с менеджером и попыток заменить нам Умбу на Кереть, мы в оперативном порядке нашли другую компанию – «Клуб Приключений» (https://www.vpoxod.ru/), которая примерно за те же деньги, но уже не на 7, а на 10 дней предлагала поход по этому же маршруту. Понятное дело, что в создавшихся условиях нам было уже не до договоров, предоплат и прочих формальностей. «Впоходцы» вошли в наше положение, за что им низкий поклон и десять плюсов в карму! И вот мы 5 июля сидим в зале ожидания, в Апатитах, в ожидании инструкторов и поезда с другими членами экипажа. Которых, в отличие от всех предыдущих походов, мы абсолютно не знали и в этом плане шли на некий эксперимент, т.к. от коллектива в водном походе зависит гораздо больше, чем, например, в экскурсионных турах с ТТВ.

Поначалу на вокзале возникла некая сумятица, поскольку от «Впоходцев» в этот день на Умбу стартовали две группы – одна на 7 дней, а другая – на 10. При этом та, что на 7, была укомплектована «под завязку» – человек 20, если не больше. Что интересно, большинство из них каким-то образом добирались до маршрута на самолете: на вокзале собралась меньшая часть. В итоге до стапеля мы ехали в машине с инструкторами другой группы, от которых, кстати, стало известно, что корпоративная политика «Клуба Путешествий» - не брать с собой в походы ни грамма спиртного. Мы тоже не алкоголики, как известно, но водный поход – есть водный поход со своей спецификой: вода как снизу, так и, часто, – сверху (при плохой погоде) и после трудного перехода без 50 грамм никак... можно заболеть, устать, загрустить, да что угодно! В общем, в этот момент я внутренне порадовался, что прихватил с собой из Кировска 3 литра вина... Не стоит и говорить, что все оно «разошлось» в свое время... Впрочем, у многих других членов экипажа «с собой было», либо они совершили докупки по пути на стапель.

К слову, раз уж вспомнил, забавный диалог в конце похода:

- А что, у нас уже нет?

- Это вашей палатке нет, а в принципе... есть.

Сам стапель проходил под нудным моросящим дождем, периодически переходящим в ливень (а как же без этого в водном походе).

Сейчас уже начинаю забывать, но, кажется, перед началом сборки катамаранов, главный инструктор Андрей Пашкевич собрал всю команду «в круг» и мы коротко представились кто такие, как зовут, чем занимаемся и каковы наши ожидания от похода. Социальный состав оказался достаточно пестрый: предприниматель, хирург, финансист, писатель, школьник и т.д., а вот «география» почти традиционная: большинство было из Москвы и Питера, лишь один человек представлял Великий Новгород, а, точнее, Чудово.

Итак, вот имена этих героев, которые несмотря на только что снятые ограничения на въезд в регион по коронавирусу рискнули выбраться из дома: Рома (он же Ромео, хирург), Вован, наш рыбак (с ними мы оказались на одном катамаране), Борис (впоследствии сэр Уинстон), Александр 1 (Новгородец), Александр 2, Евгения, Михаил и его сын Костя. Инструкторов было двое: помимо вышеупомянутого Андрея, девушка Аня, отвечающая за хозчасть.

Ожидания от похода сводились к следующим: посетить красивые места, увидеть Канозерские петроглифы, порыбачить, провести хорошо время, «катнуть реку», увидеть Белое море. Сразу скажу, все ожидания оправдались в полной мере, и даже более (сохраняя интригу)...

После знакомства и распределения по судам, мы приступили к сбору катамаранов. В нашей флотилии были: один фрегат («болтовая» 6-ка, на которой ехали 4 человека), с двумя моторами и где на палубе по центру хранилась чуть ли не половина всего барахла. На ней ехали два Александра, Женя и инструктор Андрей. Кроме шестерки было два «Стерха». На нашем оказались Вован и Рома, на втором – Аня-инструктор, Борис, Миша и Костя. «Стерхи» напоминают классику – «Рафтмастеры», но скрутки были чуть короче, поэтому пришлось повозиться со связкой «суставов». Зато рама не была гнутая по контуру баллонов – не перепутаешь нос с кормой... Кроме того, по центру ката была поставлена деревянная палуба для вещей.

Перекусили, навязали вещи, тронулись в путь. Прямо сразу на нашем катамаране создалось ощущение, что мы ходим в водные походы в таком составе не в первый раз. Все действовали четко и слаженно.

С точки зрения сложности порогов «Умба» - не очень правильная река, т.к. самый сложный порог – «Падун» (3-4 кс.) - располагается уже через 8 км. после старта: сложно за такое короткое время войти в ритм. Вместе с тем, в этом году в Мурманской области была снежная, затяжная зима и воды было много. Многие пороги подтопило, перекаты превратились в шиверы. Некоторые непроносные бочки появилась возможность «объехать», а в проносные можно было зайти, как показала практика, хоть кормой, хоть лагом, проблем особых не было.

Перед Падуном «спешились», произвели осмотр порога, выслушали инструкции Адмирала по его прохождению, решили встать на ночевку после того, как все экипажи прыгнут Падун. Сильно досаждала мошкара, в ход шли веточки березы в качестве вееров... Порог длинный, шли на груженых катах. Наш кат был вторым в очереди. Первый – шестерка – прошла, как говорится, без «сучка и задоринки». Наш же проход мог претендовать на звание «звезды ютуба», если бы не третий катамаран. Но обо всем по порядку.

При выходе на точку старта перед порогом я не рассчитал того, насколько сильно течение «несет» на небольшой островок слева от того места, где мы планировали заходить в порог. В добавок то ли вещи были так расположены, то ли были еще какие-то причины, но на наш, левый баллон изрядно заносило. В итоге мы прошли прямо вдоль острова, но в конце носом зацепили все-таки за камень и нас развернуло кормой перед второй ступенью, и мы завалились в нее кормой. В принципе, для успешного прохождения порога неважно как идти – носом или кормой (главное, не лагом, т.к. в этом случае риск перевернуться или застрять в бочке многократно возрастает), но носом как-то более общепринято и социально одобряемо. После второй ступени мы быстро развернули кат, но перед третьей ступенью, которая была на изрядном расстоянии от первых двух, был снова прижим, от которого я не смог отгрестись. Такой фейл был для меня неожиданностью – видимо годы начали брать свое – раньше я от прижимов отгребался. В итоге снова ткнули носом в берег и последнюю, самую мощную бочку, также прошли кормой, в итоге пройдя «задом» две ступени из трех и, вероятно, если бы зрителей над порогом было больше, то словили бы аплодисменты, переходящие в овации, как на Розовом слоне на майских праздниках.

После такого прохождения я почувствовал, что стал уставать. Вчерашний заход к Академическому озеру, сегодняшний стапель и прыжок вычерпали силы... Самое время было принять мельдоний в виде недалеко спрятанной в рюкзак «Изабеллы». Только после нескольких глотков я почувствовал, что силы возвращаются, хотя руки были как свинцовые и тяжело было тащить собственное весло. А впереди был еще один проход, поскольку мною решили заменить матроса на третьей четверке.

В целом, третий проход можно было бы назвать классическим, если б не «нежданчик» на последней ступени: мы с вторым матросом Михаилом, после бочки уверенно повели кат к берегу... Тем временем капитан ката, инструктор Аня, безуспешно пыталась до нас докричаться, чтобы мы разворачивали кат в обратную сторону. И вот ситуация – мы наяриваем в одну сторону, а нам кричат команду – в другую. Что такое? Сначала возникла мысль что мы перепутали лево с право. Потом – что в принципе что-то не то. Так оно и оказалось. По словам Ани, только на 7-й раз мы услышали, что она кричала: человек за бортом! Обернувшись мы увидели – что и правда, капитана левого баллона (Бориса) не хватает. Как он успел отстрелиться – было совершенно не понятно. Но, как говорится, концепцию пришлось менять – разворачиваться и догонять плывущее по воле волн тело. Борис же с виду был совершенно спокоен, не хватало только огромной сигары, чтобы стать сэром Уинстоном Черчиллем.

Спасоперация прошла «так себе», на троечку, но цель была достигнута. Сначала догнали сэра, потом я попытался его вытянуть на кат между баллонов (на других реках это удавалось), но сейчас мы довольствовались тем, что просто припарковали Уинстона между баллонов, не дали струе затащить его под палубу, что представляло также некую опасность. В итоге из-за быстротока после порога причалили к берегу достаточно далеко ниже по течению от стоянки. Потом провели кат «впроводку» к нашему биваку. Стоит ли говорить, что героический проход третьего ката затмил героический проход Падуна вторым катом! Ну и, само-собой во время ужина команда обмыла первый киль. На этой мажорной ноте, собственно, завершился первый день похода, 5-е июля.

Интересный момент: что было 6-го июля я почему-то не помню. Не помню как мы плыли, где стояли... Хотя есть и фото... Помню, что были дежурными. Препятствия на реке были, но не сложные. Самым главным проблемным моментом, неожиданно, стали тучи мошкары над некоторыми порогами. Даже на фото можно увидеть «черную полосу» - это тот самый гнус. Из-за стены мошки приходилось закрывать глаза в самой сложно части порога, – точнее оставлять для зрения лишь щелочку. Отдельные особи мошки залетали в рот, уши, нос... В общем – беда! Хорошо еще, что порожки были не сложные – встал на струю и иди...

7 июля в середине дня мы встали на великолепную стоянку на высоком берегу. На некоторое время даже угомонилась мошкара и мы отлично сыграли в «тарелку», использовав в качестве снаряда для метания миску.

Прогуляться вдоль высокого берега толком не удалось – комары и мошкара просто заедали поедом.

Здесь же важно отметить, что мы вставали на место, откуда стартовала другая группа и ребята из этой группы оставили нам мешок хариусов, часть из них под уху, а часть – засоленных. Так что на обед и ужин мы с удовольствием поели рыбки!

На следующий день, 8-го июля, с утра произошел некий казус. Дежурные – Миша и Костя – ничего не подозревая приготовили завтрак. За завтраком Саша Новгородец осведомился – ну и как вам Хариус?

- Какой хариус?

По утверждению Саши, он вечером положил в угли рыбу, завернутую в фольге, с тем, чтобы дежурные утром порадовались наличию готовой рыбы. Беда в том, что об этом он никому не сказал, а предположить, что в золе могло что-то находиться дежурным было, прямо скажем, непросто.

После плотного завтрака и обсуждений на тему: «а был ли хариус вообще?» встали на воду и шли, в целом, без происшествий. Один раз, когда наш кат вышел вперед, сели на камень, пришлось выйти с ката – столкнуть. На будущее решили не заморачиваться – идти за адмиральской шестеркой...

Адмирал перед каждым порогом честно пытался рассказывать, как надо проходить то или иное препятствие (пороги Капустный, Карежки, Разбойник, Карельский, еще какие-то), но мы все почему-то забывали... Поначалу решили сделать так: один запоминает первую часть инструкции, второй – вторую, третий – третью... Но и такой метод не очень помогал... Как правило в сознании оставалось что-то типа этот: «там где направо – нам надо налево», что не сильно помогало на маршруте... Впрочем, высокая вода все прощала: даже груженые четверки мерно покачивались по волнам и шли в порогах по струе.

На между перекатами и порогами на больших плесах шли «под мотором», рыбачили или слушали увлекательные рассказы Ромы о непростых буднях российского военного хирурга.

По сторонам открывались великолепные виды, в том числе – с Хибинами.

8-го числа мы встали на красивую стоянку, на каком-то пороге (вероятно, Канозерском), сделали первую баню. Было интересно наблюдать методику установки бани профессионалом-адмиралом. Камни внутри бани разогрели до красна, поэтому в достаточно просторной бане было горячо. К бане подготовили веники, все «чин по чину». Начали париться... Вспоминаю такую картину: здоровый, бородатый адмирал, с шапкой «а-ля царь» или, по крайней мере, конунг, берет два веника в обе руки и молча надвигается на меня. Первая мысль была такая: может, где-то в пороге косячнул и сейчас будет «расплата»? Но нет, оказалось, что он владеет вениковой магией этих мест: шаманскими движениями веников он направлял струи пара на мое подточенное сидением за компьютером тело, приводя в экстаз все поры до состояния раскрытия чакр.

9-го утром прошли Канозерский порог. Наш кат опять экстремально заносило на левый баллон, но тем не менее мы как-то выгребли.

В этот день нас ждал историко-культурологический сюрприз, а именно – знакомство с петроглифами на острове Каменный, что на Канозере.

Основой камень, на котором нанесены основные петроглифы, убран с недавних пор под купол:

Надо сказать, что я ожидал от петроглифов чуть большего: например, чтобы они были видны более четко. Но и от увиденного пробирали чуть ли не мурашки: если вдуматься, с нами с помощью этих рисунков говорили люди, живущие 2-4 тыс. лет назад. На тему петроглифов написано несколько монографий, защищены диссертации, часть материала есть в сети в свободном доступе.

После петроглифов мы отправились «под мотором» к другому концу озера, на стоянку. По дороге была отличная рыбалка.

Но в какой-то момент рыбалка прекратилась, стало пасмурно, пошел нудный кольский дождь... Лагерь поставили на песчаном берегу, под дождем.

10-го июля была дневка, во время которой сделали вторую баню, предварительно, утром, съездив по воде за дровами.

Рыбаки вдоволь порыбачили, поймав 4 огромные щуки. Поэтому кроме бани, уже, фактически, ночью, нас ждала жарёха из щук. В качестве повара выступил Адмирал, который накормил весь коллектив.

Днем мы имели возможность отдохнуть, разведать окрестности – береговую линию.

В лес углубляться не хотелось из-за большого количества насекомых. А вечером, после бани, была возможность сделать великолепные фото заката.

Кстати, это была последняя стоянка, откуда можно было наблюдать Хибины, находящиеся от нас на расстоянии 73 км «по прямой»:

Еще момент: во время бани Рома перевоплотился в человека «времен петроглифов», получилась интересная фотосессия...

11-го был последний серьезный переход. Были несложные пороги-шиверы Большой и Малый Кривец, 2-3 кс. Некоторые надежды возлагались на порог Паялка (анонс, что 3-4 кс, но по факту, по большой воде, - 2 к.с.) На груженом кате в центральной бочке нас чуть-чуть тормознуло и развернуло боком.

На следующем несложном пороге – «Горка» - мы специально зашли в бочку для адреналина. Дело закончилось вымыванием из переднего кармана на правом носу коробки с рыболовными принадлежностями, спасательная операция завершилась успешно.

После этого появился поселок Умба, где после несложного порога в районе моста мы снова соединили каты и пошли под мотором искать место для дневки.

Если ранее, на озерах, шестерка с мотором шла позади двух четверок, толкая их вперед, то теперь ситуация несколько поменялась – две четверки «тащились» на поводке за шестеркой. На волнах покачивало и захлестывало, было зябко. Согревала мысль о том, что совсем скоро будет две дневки подряд! И без опостылевшего гнуса!

В итоге остановились на острове, как понимаю, где часто останавливаются туристы от Клуба Приключений. Там камушками были выложены какие-то тропки, лежали и стояли тотемы.

В общем, эта стоянка была самая красивая из всех, что я помню на маршруте.

12-го июля, утром, за завтраком, кажется, Костя, глядя в сторону материка спросил у народа:

- Смотрите, что там по морю плывет? Пакет что ли какой-то?

Все посмотрели в сторону «пакета». Пакет был черный, но плыл как-то странно.

Пригляделись: стало ясно, что пакет живой. Я побежал за фотоаппаратом, сделал несколько снимков «пакета»:

Что за Лохнесское Чудовище?

Потом стало ясно – что это тюлень. С его прозвищем тоже стало все понятно – Пакет.

Потом мы в вялотекущем режиме исследовали остров, а так же, в время отлива – часть материка. Важно было за отлив успеть перебраться на материк, а потом вернуться назад, при этом не намочившись.

На материковой части располагался один из лабиринтов, датированный 2-м тыс. до н.э. О сути и предназначении таких лабиринтов ученые спорят до сих пор, к консолидированному мнению пока не пришли.

После изучения лабиринта вернулись на стоянку, где оказалось, что наш Пакет как ни в чем не бывало выбрался на берег и загорает...

Для фотосессии Пакет подпускал к себе на расстояние 3-4 метров, потом шугался и уплывал... Но давал себя фотографировать...

Туризм 21-го века: человек на острове пьет кофе, разговаривает по мобильному телефону, а рядом отдыхает тюлень:

В этот день Пакет купался с инструктором Аней, несколько раз навещал нашу стоянку.

Вечером состоялась третья баня. Однако у меня, как только зашел в шатер, сразу перехватило дыхание и начался сильнейший приступ астмы... Никогда не думал, что у меня будет такая реакция на морскую распаренную соль... Поэтому прелести морской бани я не оценил.

13-го, была еще одна дневка. Пользуясь возможностью, мы утром занялись строительством пирамидок (лучшую из пирамидок построил Вован еще 12-го числа). Моя задумка была такова: построить пирамидки, которые бы во время прилива торчали из воды. Как оказалось, строительство пирамид не такое простое дело! Все мои пирамидки в итоге осыпались. Самая большая – из 21 камня – обвалилась не простояв и часа.

Самая фундаментальная пирамида была сделана Александром по типу пагоды...

Во второй половине дня мы отправились просто побродить на мыс Пильский.

С высоты скал можно было сделать фото на потрясающей красоты фьорд, думаю, одноименный, который образует речка Пила.

Наша задача была дойти до безымянного озерца, но мы, в условиях отсутствия карты, поискав его, решили не рисковать и вернулись до отлива на свой остров.

Как оказалось, Вован в наше отсутствие даром время не терял и наловил трески, которая по вкусу ничем не напоминает магазинную...

Последний вечер похода мы провели в обсуждении его итогов... Все находились под впечатлением, признавая, что поход удался на славу.

14-го утром неспешно собрались и двинулись к поселку Умба, так же, на моторах.

Антисптапель прошел очень быстро. Возможно, этому способствовала туча, надвигавшаяся со стороны моря.

Затем на двух транспортах нас довезли до вокзала Кандалакши.

Здесь мы тепло простились со всеми членами экипажа...

В Кандалакше нас завтра ждало еще одно небольшое приключение – поход к Кандалакшскому лабиринту.

На вокзале была забавная ситуация. Пока мой телефон пробуждался от долгой походной спячки, пытался найти интернет и загрузить Яндекс-такси, мы стали узнавать у местных таксистов, «почем» они довезут нас до хостела, который располагался на ул. Речной, дом 11. Один таксист сказал, что 150, другой – что 170. В итоге тот, что «брал» 150 уехал... Тем временем, у меня «подхватился» интернет, загрузилось приложение Яндекс-такси (Ситимобиль и Индрайв почему-то не действуют в Кандалакше) и тот таксист, что хотел с нас взять 170 руб. повез нас за 115 через Яндекс-Такси. Мораль: в регионах лучше пользоваться приложениями, «просто так» таксисты берут гораздо дороже.

Хостел был всем хорош: на берегу Кандалакшского залива, с туалетом и душем, чистым номером, телевизором. Но была одна беда –слишком тонкие стенки. В соседний номер часа в 2 ночи заселялась какая-то группа, ужасно шумели...

15-го утром мы оставили вещи в хостеле и часов в 9 утра тронулись к Лабиринту вдоль берега. Часа 2 у нас занял путь с учетом «обхода» реки Нивы по мосту (около 8 км в одну строну).

Вдоль берега к лабиринту вело пару троп: повыше и пониже... Периодически тропа выходила на скальники, с которых открывались потрясающие виды:

Найти лабиринт было не так легко, как казалось... Дело в том, что в конце тропа растроилась и расчетверилась... Некоторые ее вариации вели к трассе... Но, в целом, посмотрев заранее ролики на ютубе, было примерно понятно, где искать лабиринт.

Лабиринт имел, кстати, некоторые отличия от Умбинского. Так, если возле Умбы «запутаться» было нельзя, была единственная дорожка, то в лабиринте в Кандалакше было парочку ответвлений, идя по которым можно было бы «не найти» выхода и кружить бесконечно.

Часа два неспешно побродив по островкам вокруг лабиринта, пустились в обратный путь. Посетили небольшую церковь, памятник жертвам террора 1918 года...

Забрали вещи из хостела и, поскольку тут такси вызвать было невозможно (точнее, требовалась какая-то предоплата), доехали до вокзала на автобусе, благо, что остановка оказалась метрах в 300-400 и автобусы ходили по расписанию, примерно раз в пол часа.

На поезд сели без приключений. Кстати, ехали на этот раз не в Москву, а в Питер.

16-го числа, оставив вещи в камере хранения на Ладожском вокзале (цены, кстати, грабительские: за 10 часов хранения с нас взяли около 800 руб.), мы прогулялись по Северной столице. Поскольку в Эрмитаж и многие другие музеи попасть было сложно, в деталях изучили Петропавловскую крепость. Вечером сели на поезд, отправлявшийся с Ладожского вокзала.

Как показали итоги нашего похода, был выбран правильный алгоритм изучения региона, а именно: сначала мы приехали в Мурманскую область «сами», несколько дней в свободном режиме изучали Хибины, не будучи «привязаны» к туроператору. Затем «зашли» в тур, почувствовали режим, со всеми его плюсами и минусами, затем снова отделились от компании и, будучи представленными сами себе, сумели еще кое-что посмотреть.