Кипр: доступная Греция
Что стоит привезти: сироп стручкового дерева (кэроба), местное вино.
Вино: Коммандария.
Главное туристическое разочарование: местное рыбное блюдо мезе.
Главный прикол: левостороннее движение.
Дней: 7.
Турагент: Слетать ру в Железнодорожном.
Туроператор: Туи.
Авиаперевозчик: Уральские авиалинии.
Посещенные города: Ларнака, Лимассол, Пафос, Айа-Напа, Кериния, Фамагуста.
Посещенные места: Лефкара, Продромос, крепость Св. Илариона, Аббатство Беллапаис, Замок Керинии, Лания, горы Тродос, Какопетрия, храм апостола Андрея Первозванного, женский монастырь св. Ираклидия, Киккский монастырь, винодельческий регион Командария, Курион, монастырь Св. Неофита, Камень Афродиты, Хирокития.
Количество фото: 1832.
День первый.
Наш вылет был назначен на 6.40 утра. Что это значило? Часа 2-3 сна, потом такси до аэропорта и весь день «залипания». Заказали такси, как всегда, через Сити-мобил, который домчал нас в 3 часа ночи где-то за час с Алтуфьево до Домодедово за 1250 руб. (При этом попутно у таксиста узнал, что он зарабатывает 120 тыс. в мес., между прочим). По прибытии мы были неприятно удивлены, что рейс перенесли сначала на 40 минут, потом отложили на неопределенное время, в итоге вылет состоялся около 8.20. Внимание, вопрос: почему руководство Уральских пельменей (простите, авиалиний) не в состоянии заранее сообщить об изменении и вообще как-то решить вопрос с опозданиями, поскольку, забегу вперед, на обратном пути рейс также задержали на час-1,5. Для туриста это огромная разница. Во-первых, за это время можно нормально выспаться, во-вторых, - нормально поесть и т.д. В общем, мы не вошли в число поклонников как Уральских авиалиний, так и туёвого сервиса в целом. В самолете, когда нам раздали скудные коробченки с завтраком, оставалось лишь вспоминать Азур эйрлайнс с их отличным сервисом и обедами.
По прилету мы довольно быстро нашли автобус и стали ждать каких-то туристов-опозданцев. Более полу часа весь автобус сидел и ждал. Я не знаю, кто занимается клиентским сервисом или выстраиванием бизнес-процессов в туях, да и в других компаниях, но мне кажется, проще было бы нанять небольшое авто для развоза опоздавших и застрявших пассажиров (по всем авто), чем снимать волны негатива от туристов со всего автобуса. Ладно, может быть когда-нибудь из-за конкуренции эта очевидная светлая мысль придет кому-то в голову, а потом будет растиражирована другими компаниями. Подождем.
Несмотря на то, что в итоге в аэропорт Ларнаки мы прибыли скорее в первой половине дня, т.к. лететь до Кипра всего 3,5 часа, встречу с отельным гидом нам назначили на следующий день. Это была очередная ошибка Туёв, поскольку это означало для нас – туристов-страноведов потерю еще одного дня, чего мы допустить никак не могли. Поэтому после заселения в отель мы отправились сначала на разведку – на пляж, а затем по центральной улице в поисках экскурсионных бюро, которое вскоре было найдено. Цены оказались ниже на 5-10 евро с каждой экскурсии, чем у Туёв. К тому же мы попросили скидку за то, что берем у них сразу пакет экскурсий, что нам и было предоставлено. Правда, скидочка так себе – всего 5%: пустячок, но приятно.
Вот прайс этой компании на лето 2019 года: http://www.emantravel.com/article.php?id=131
Вот их страничка в ВК: https://vk.com/emantravel
Поскольку экскурсии начинались прямо со следующего дня, мы попросили на ресепшене отеля передать нашему отельному гиду, чтобы она не приезжала на следующий день. Как оказалось, наша просьба была проигнорирована и на нас за это заимели некий «зуб».
В общем, первый день прошел как обычно – в полусне и решении организационных моментов.
Лайфхак. Если вы хотите поездить по экскурсиям – вам лучше остановиться в Ларнаке. Если предпочитаете пляжный отдых – то в Айя-Напе.
Лайфхак 2. На Кипре очень плохо с интернетом: он повсеместно платный, пароли часто не рабочие. Однако в аэропорту хороший, быстрый, бесплатный вайфай: очень удобно отправить весточку домой.
Лайфхак 3. Уже не первую поездку хорошо выручает приложение maps.me, фишка которого в том, что оно не требует интернета для определения местоположения. Т.е. любая карта у вас, соответственно под рукой, надо ее только заранее скачать на телефон.
День второй. Экскурсия в Пафос.
В отеле нас категорически не хотели покормить чуть раньше (завтрак начинался в 8.00, а автобус отправлялся с остановки в 8.15, до которой ходу было 5 минут). Не буду вдаваться в детали склок с сотрудниками отеля: так, так так.
Первая остановка была в кофейне рядом с Хирокитией — это поселение эпохи докерамического неолита (7000-4000 лет до н.э.), расположенное в районе Ларнаки. Ничего примечательного.
Следующая остановка была на территории древнего города-государства Курион. Лучше всего про это место написано на данном сайте: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/limassol/kourion.html. Здесь же есть и аудиогид. Поэтому не буду повторяться.
Я лишь добавлю, что в рамках экскурсии посещается не весь археологический памятник, поэтому следует «не тупить», а самим побегать в «свободное время» - 30 минут - по всему заповеднику.
Мои фото:
Затем мы посетили монастырь св. Неофита. Хорошее место, но дух не захватывает. Вообще, позволю себе замечание, что монастыри и храмы Кипра «проигрывают» в масштабах и красочности греческим Метеорам и Афону. А крепости хоть и могут показаться кому-то мощными фортификационными сооружениями, но только не тем, кто уже был, скажем, на Родосе.
Кстати, во времена османского господства на Кипре монастырям было запрещено иметь колокола, поэтому монахи стучали вот в такие доски, которые сохранились во многих религиозных учреждениях до сих пор:
В монастыре есть источник пресной воды, мы пили – довольно вкусно.
Вообще, Кипр очень «богат» на разного рода культовые сооружения, которых по острову насчитывается около 3 тыс.!
Далее наш маршрут пролегал в город Пафос, который внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
В центре города расположен большой археологический парк, вот его план:
Фото некоторых мозаичных полотен:
Фишкой парка является маяк, расположенный на его территории:
В самом Пафосе, на набережной, располагается небольшая башня, вход в которую почему-то платный – 2,5 евро.
А на причале располагалось интересное судно-амфибия:
И фото коренных жителей этих мест:
День третий. Самостоятельное путешествие в Ларнаку.
Небольшая оговорочка. Когда мы покупали путевку, агент нам сказала, что будете жить в Ларнаке. На практике же оказалось, что наш отель расположен в 10 км. от города: просто так не дойдешь! Точнее, дойти можно, но уже вымотаешься. В итоге нам пришлось садиться на автобус №425 и ехать до набережной.
В целом, с общественным транспортом на Кипре беда. Железнодорожного сообщения не существует: когда-то давно была одна ветка, соединяющая Фамагусту и столицу – Невкосию, - но она пришла в запустение. Надежда только на автобусы, но ходят они редко. Для того, чтобы автобус остановился – надо проголосовать. Расписание странноватое… Так, от Ларнаки до Айя-Напы ходит всего один 714 автобус, 1 раз в 3 часа! Т.е. если опоздал или прохлопал ушами – день потерян. Хотя стоимость всего удовольствия – 1,5 евро – вполне коммунистическое!
Еще ко всему добавляется левостороннее движение: поначалу трудно сориентироваться, куда же именно идет автобус.
Но мы, в общем, без проблем добрались до Ларнаки, прогулялись по набережной, случайно наткнулись на фестиваль ретромобилей.
Следующим пунктом была крепость:
Затем мы отправились искать соленое озеро, где, по агентурным сведениям, должны были бы обитать фламинго. Фламинго действительно там есть, но они почему-то сгрудились в центре озера и туристам показываться категорически не желали.
Я, кстати, снял обувь и пошел по тропинке вдоль озера босиком: странные ощущения! Мелкие камушки надавливали на какие-то нервные окончания и по ногам бегали приятные мурашки…
Вдоль соленого острова мы дошли до акведука, построенного не так давно… он был протянут в город от реки Тремитос в 1746-1747 годах. Его общая протяженность составила более десяти километров. Там, где по пути встречались овраги, были построены несколько арочных акведуков (мостов).
На обратном пути мы зашли в церковь Лазаря, побродили по улочкам старого города Ларнаки, сделали закупку кэроба (сиропа стручкового дерева).
Кстати, вот как выглядит это дерево:
Вот фото бутылки напитка:
Следует сказать, что на наш взгляд, кэроб – самый прикольный сувенир, который можно привезти с Кипра. Этого напитка мы как-то не встречали ни в арабских странах, расположенных по близости, ни в Греции.
Вот что про кэроб рассказывает всемирная паутина: кэроб среди приверженцев здорового питания считается одной из самых полезных сладостей. По своим вкусовым качествам он очень напоминает какао, но по свойствам намного превышает его. Что такое кэроб? Это перемолотые в порошок плоды рожкового дерева, произрастающего на территории стран Средиземноморья — Испании, Италии, Кипра. Для выращивания деревья не прихотливы, они растут в дикой природе. Собирают плоды слегка недозрелыми и затем высушивают на солнце. Несмотря на свою полезность, кэроб при неправильном употреблении может быть даже опасен. Именно поэтому следует знать состав продукта, его свойства, и случаи противопоказания, чтобы понять всю пользу и вред кэроба. Это поможет использовать порошок с пользой для здоровья. Интересно, что зернышки рожкового дерева между собой имеют абсолютно одинаковую массу и размер. Эта особенность использовалась в древности как мера массы (карат).
Рожковое дерево не обрабатывают химическими препаратами, так как оно практически не подвержено заболеваниям. Во-вторых, плоды сами по себе сладкие, и для приготовления сладкого порошка не требуется добавление рафинированного сахара. Правда, чтобы получить сладкие плоды, нужно снять с дерева незрелые стручки и разложить их на солнце. Тогда они дозреют и станут сладкими. В-третьих, плоды рожкового дерева не содержат кофеин, что также используется людьми, которым он противопоказан. Кэроб разрешен даже беременным женщинам. Само рожковое дерево или Цератония (от греч. «ceratos» — рог) – это вечнозеленое дерево, не требующее особого ухода. Плоды – крупные стручки длиной 20-25 см, напоминающие рога (отсюда и название).
Благодаря своему богатому составу кэроб широко применяется в диетологии (как компонент диетического питания) и в некоторых случаях в медицине. За счет своим вкусовым качествам его широко используют в кулинарии. Кэроб называют «здоровым шоколадом». А все из-за того, что этот порошок не содержит веществ, которыми богат какао. Источник: https://attuale.ru/kerob-chto-eto-takoe-polza-i-vred-keroba/
Вот еще нашел хвалебную оду полезным свойствам кэроба: https://zen.yandex.ru/media/zernomag/kerob-chto-eto-takoe-celebnye-svoistva-poroshka-5abf5a76dd2484603f909f05
Кстати говоря, мы попробовали не только сироп кэроба, но и шоколадку из него. Если сироп произвел wow-эффект, то шоколадка показалась на вкус как плохой советский шоколад, прилипающий к нёбу.
В конце дня мы еще раз прогулялись по набережной и стали ждать автобуса. Ожидание заняло около получаса.
День четвертый. Фамагуста и Кериния
Тем, кто прибыл на Кипр, можно в первую очередь порекомендовать экскурсии именно на оккупированную турками территорию – Северный Кипр. Здесь есть что посмотреть!
Интересный момент – поскольку туристов на экскурсию везут с разных концов острова, нас «подхватывал» рейсовый автобус, в котором ехало сразу две группы: русскоязычная и англоязычная. Затем, на одной из остановок нас высадили и за нами прибыл уже экскурсионный автобус.
Переход через КПП занял, наверное, чуть меньше часа, ничего сложного, когда с вами экскурсовод.
На первый взгляд, оккупированная часть Кипра ничем не отличалась от «свободной», однако, по итогу дня можно найти несколько существенных туристических отличий.
Во-первых, если «греческая» часть Кипра кишит кошками, которых завезли на остров для борьбы со змеями еще в районе эпохи Троянских войн, то Северный Кипр, находящийся под турками, - территория собак, хотя и кошки здесь встречаются в большом количестве.
Во-вторых, общественные туалеты платные, что не может не раздражать.
В-третьих, по ценам северная часть несколько дешевле.
Вообще, я не раз подмечал, что в странах, где в ходу евро, все намного дороже, чем в развивающихся, типа Туниса, Турции и др. Даже Эмираты, не зависящие ни от доллара, ни от евро, в целом, демократичнее в плане цен.
Итак, Фамагуста. Город с богатейшей историей, сейчас находится в развалинах. Главный храм, хоть и не разрушен, но превращен в мечеть.
Вот еще виды Фамагусты:
На территории города есть «Замок Отелло». Именно события, разворачивающиеся на его территории, послужили основой для шекспировской трагедии.
У Фамагусты есть район, город-призрак Вароша, о котором очень хорошо рассказано здесь: https://varlamov.ru/535490.html... Памятник человеческой глупости, непримиримости и властолюбия.
Нас только провезли на автобусе вдоль этой территории.
Далее наш путь лежал к замку св. Иллариона. Поскольку во всемирной паутине Кипр представлен достаточно основательно, не вижу смысла пересказывать кем-то что-то сказанное и достаточно подробно и интересно.
http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/castles/illarion.html
Хочу лишь поделиться своими фото:
Следующий город, лежащий на нашем маршруте – Керинея.
Венецианцы, перед натиском турок-османов поступили, с одной стороны, хитро, а с другой, - навредили будущим поколениям историков. Из всех форпостов острова, готовых отразить нападение турок, они оставили 3: в Никосии, в Фамагусте и Керинии. Остальные укрепления попросту взорвали или срыли, поэтому больших фортификационных сооружений ни в Лимассоле, ни в Ларнаке или Пафосе не осталось. Любителям средневековья надо учитывать этот факт.
В крепости есть музей затонувшего корабля.
В Никосии нам не удалось побывать (только проездом), а если выбирать из Керинии и Фамагусты, то, пожалуй, Фамагуста произвела большее впечатление. Хотя Керинея показалась более курортной и «живой». Пристань в Керинии однозначно красивее.
В целом, нам этот день запомнился больше всего. Пожалуй, экскурсии на Северный Кипр была наиболее зрелищной и содержательной.
День пятый. «Открой для себя Кипр»
Очередной экскурсионный день начался с посещения Лимассола. По словам гида, русскоязычная община Кипра составляет 50 тыс. человек, при этом 35 тыс. проживает именно в Лимассоле (всего население города чуть более 100 тыс. человек, с пригородами – 240 тыс.). Это при том, что все население Кипра составляет около 860 тыс., т.е. менее миллиона человек. Т.е. все население острова меньше, чем население любого из округов старой Москвы, за исключением ЦАО. Вот такие дела!
С точки зрения средневековых и античных строений центр Лимассола не очень богат. Остался лишь замок Ричарда Львиное сердце, но выглядит он не очень внушительно:
Зато есть отличная набережная:
А здесь спряталась православная церквушка, если туда зайти, то можно попасть в небольшое подземелье:
После посещения Лимассола наш автобус направился в деревню художников – Ланью. Творческая деятельность, а также традиционные ремесла на Кипре всячески поддерживаются.
Затем была остановка в горах на обед и после этого – еще одна деревушка, которую называют Какопетрия. Славится горной рекой и ручьями.
На обратном пути мы посетили недавно построенный храм Андрея Первозванного, с довольно необычной росписью стен и потолка.
При храме есть небольшой магазин с отличными ценами на оливковое масло. Цены на 1-3 евро дешевле, чем в магазинах: покупайте масло здесь!
В конце дня мы посетили самый большой на Кипре женский монастырь св. Ираклидия.
Нельзя сказать, что этот день произвел какое-то неизгладимое впечатление (как и следующий), но несколько достопримечательностей Кипра мы «закрыли».
День шестой. «Гранд-тур»
Честно говоря, этот день нам во многом напомнил предыдущий и мы как-то немного пожалели, что не взяли экскурсию в столицу государства – Никосию, где, по некоторым данным, сохранились оборонительные сооружения. Тем не менее в предпоследний «содержательный» день нам удалось посетить:
Монастырь Киккос и памятник первому президенту Кипра, архиепископу Макариосу III.
Затем мы побывали в высокогорной деревне Продромос. Кстати, гид сказал, что с конца декабря по февраль здесь выпадает снег и киприоты следят по веб-камерам за снежной обстановкой, потом, в случае выпадения снега, едут в горы кататься на лыжах, а назад приезжают с маленькими снеговичками на капоте.
После этого была краткая фотоостановка на горе Олимп (не путать с греческим). Некоторые шутники говорят, что если на Олимпе греческом у античных богов был дом, то на Кипре – дача.
Стоит, кстати, отметить, что несмотря на грозовые тучи, бороздившие кипрское небо, за наши 7 дней дождя так и не было. Лишь как-то утром упало пару капель.
После фотопаузы мы отправились на дегустацию вин.
Самый ценный сорт вина на Кипре – коммандария. Отличные вкусовые качества, но и стоит соответственно (более 10 евро за бутылку 0,5 литра)! Интересно, это вино, как и токайские «заизюмленные» сорта называют «вином королей, королем среди вин». Вот что говорит всемирная паутина по поводу этого напитка: «Коммандария (греч. Κουμανδαρία) – янтарно-золотистое сладкое десертное вино, изготавливаемое в одноименном винном регионе Кипра. Напиток производится из заизюмленного на солнце винограда сортов Ксинистери и Мавро. Благодаря особенностям технологии, вино коммандария получается крепким, порядка 15%, при этом его нередко дополнительно крепят спиртом, повышая и без того немалый градус.
Коммандария – старейший из ныне существующих типов вина с сохранившимся названием (этот рекорд даже записан в книге Гиннесса), его пили на Кипре еще в IX веке до н.э., и современные виноделы строго придерживаются античной рецептуры. Своим названием напиток обязан крестовым походам XII века. История коммандарии начинается во времена Древней Греции – первое упоминание встречается в творчестве античного поэта Гесиода в IX веке до н.э. В те времена коммандарию пили на празднествах и фестивалях, а за пределами острова вино было известно под названием «Кипрская манна». Существует легенды, будто в XIII веке король Франции Филипп II Август устроил первый в истории конкурс вин, в котором приняли участие сорта со всей Европы. Безусловную победу одержала коммандария, а османский султан Селим II завоевал Кипр только для того, чтобы получить доступ к виноградникам и винодельням, на которых изготавливался этот напиток. Также по одной из версий именно заизюмленные ягоды Ксинистери и Мавро были отправлены на экспорт в Португалию, где стали основой для знаменитого портвейна».
https://alcofan.com/kiprskoe-vino-kommandariya.html
Немного поднабравшись местными винами, мы посетили Лефкару – деревеньку ремесленников, которая славится традиционной вышивкой и другими ремеслами.
День седьмой. Айа-Напа
Из Ларнаки в районе 8 утра идет в Айя-Напу (я ее всегда называл Анапа, на наш манер – как-то привычней) 714 автобус. Вечером, обратно, есть смысл возвращаться на 16.35 (но лучше приходить заранее, т.к. он может уйти и в 16.30), а следующий автобус, – уже в 20 часов.
Название Айия-Напа происходит от расположенного в центре города одноимённого монастыря, основанного при венецианцах. Слово «Айия» (Agia) переводится с греческого, как «святая», слово «напа» архаично и означает «древесная аллея». В древние времена район, окружающий город, был покрыт густым лесом, от которого ничего, по сути, не осталось. Сейчас «Анапа», пожалуй, основной курорт Кипра.
Кроме центра города, рекомендую посетить «парк скульптур», который находится по дороге к мысу Каво Греко. В конце парка скульптур – небольшой ботанический садик с большим числом кактусов. Вход как к скульптурам, так и в кактусятник – свободный.
После посещения парка скульптур мы отправились по пешеходной дорожке, ведущей вдоль берега почти до скальных гротов на морском побережье (в терминах Яндекс-карт – морские пещеры).
Довольно удобно брать либо велик, либо – квадроцикл (для тех, кто не боится левостороннего движения) и ехать на мыс Каво Греко. Но мы отправились пешком и несмотря на то, что ходу было не менее 7 км. в одну сторону – не прогадали. Ибо интересно было поработать с макросъемкой.
На обратном пути мы немного – около получаса - позагорали на небольшом песчаном пляжике и – в обратный путь! Собственно, эти пол часа и была вся наша часть пляжного отдыха.
Вечером в нашей «деревне» довелось отведать мезе: принесли хоть и много блюд, но все они как-то не очень впечатлили. И кальмары, и креветки, и барабульки были какими-то пресноватыми. Тем не менее посещение местной кафешки оставило очень приятное впечатление!
А утром, после быстрого завтрака нас ожидал автобус в аэропорт к самолету Уральских авиалиний, который отправился, как всегда, с опозданием. Спасибо, что хоть нормально взлетел и приземлился!
Подвоя итоги поездке, можно сказать, что мы не разочаровались в Кипре. Да, замки не те, что на Родосе, а монастыри проигрывают материковой Греции. Зато для посещения Кипра не надо делать шенген, лететь всего 3,5 часа – и вы в районе чистейшего моря. Для еврозоны цены скорее низкие, но все равно в пересчете на рубли – «все дорого». Но за это надо сказать «спасибо» скорее нашему правительству, опустившему рубль.
В начале мая водичка в море оказалось холодноватая – мы лишь «помочили» ноги. По словам местных жителей, на Кипр надо лететь в октябре – ноябре.
Местность напоминает, в целом, Крым.
Для того, чтобы объехать весь остров, 7 дней оказалось маловато, но за 9-10 дней все вполне можно успеть.
И еще один момент. По своей профессиональной деятельности я часто веду фокус-группы, причем так получается, что в основном с лицами старшего и пенсионного возрастов. Так вот, пенсионеры любят путешествовать, но зона их интересов – Европа, Турция, Эмираты (т.е. зона Средиземноморья), поэтому пока чувствуешь в себе энергетику, надо направлять свой взор куда-то подальше!
Всем удачных поездок!
Комментарии