Кутсайоки - 2018
Немного цифр и фактов.
Даты: 4-15 июня 2018 г.
Экипаж – 6 человек.
Два катамарана.
2679 фотографий.
Состав:
Кат-4 «Фурия» (система «Стерх»):
Кирилл
Наталья
Костян
Я
Кат-2 (рафтмастер):
Андрей-муравей
Иван (Бабанька).
Из запомнившегося в вагоне «туда»… Во-первых, было очень мало народу. Собственно, забито «доверху» было наше миникупе: 4 полки и 2 боковые и еще несколько человек присутствовало в вагоне. Конечно, об этом мы изначально не знали и по-привычке «местились» как могли. Рюкзаки в сторону «туда» всегда более объемные за счет, прежде всего, еды. В последние 5-10 лет плацкарты пошли очень неудобные для катамаранщиков – с перегородками на третьих полках, поэтому шкуры от катов положили под стол, два тюка с железом – вертикально вверх возле стола. При этом отметим, что педиковатый проводник «туда» срубил с нас за «негабарит» 600 рублей, тогда как «обратно» мы доехали без допвзносов.
Итак, два рюкзака кинули на третьи полки, туда же примостили враскаряку весла, на которые кое-как затаранили третий рюкзак. Два рюкзака у нас оставались в проходе и последний – что поменьше – вошел наверх на боковую полку.
Ваня оказался самый оптимальный клиент для РЖД. Во-первых, по дороге «туда» его отловили компетентные органы за курение в тамбуре. Была произведена не только поимка преступника, но и осуществлена чуть ли не часовая профилактическая беседа... Полагаю, полицейский наряд был несказанно рад такому нарушителю, который внимательно его выслушал и согласился со всеми условиями. Такие «преступления» хоть как-то оправдывают наличие в поезде массы бездельников в форме. Забегая вперед, скажу, что на пути «обратно» Ваня также был схвачен полицией Кандалакши за распитие пива в общественном месте (перед вокзалом) по жалобе «жителей» (судя по всему настучала «дежурная по вокзалу»). Так что и кандалакшским людям в форме было чем отчитаться. Еще Ваня на пути «оттуда» приобрел подстаканник под стакан с эмблемой РЖД, чем, несомненно, сделал выручку, проводнице. Так что именно такими кадрами и живет наш отечественный железнодорожный перевозчик!
Остальные члены коллектива вели себя пассивно и скромно в меру своей испорченности… кто-то накрывался матрасами вместо простынок, кто-то безбожно храпел, но это нюансы.
В «свободный день» в меру выпивали, читали лоции, играли в карты.
5.06.2018
Утром прибыли в Кандалакшу. Перун то натягивал тучи с дождем и градом, то расчищал небосвод до вполне приемлемой погоды.
Этот день у нас тоже был транспортный. Часам к 16 мы приехали на место стапеля – к мосту, сделав при этом пересадку с минивэна «Мицубиси» на шишигу в Алаккурти. По дороге было сделано несколько остановок, да и сам вояж не показался изнурительным:
Произвели стапель довольно оперативно и вечером, после 20 часов, готовы были стартовать.
Благо, что в помощь нам были белые заполярные ночи.
Отступление №1. Что было полезного и интересного
Я всегда радуюсь, когда другие люди могут реализовать то, что не получается у меня. Так, я всегда мечтал, когда ходил адмиралом, чтобы команда перетаскивала все барахло за 1 раз. По принципу 1 человек – 1 рюкзак, без 1000 пакетиков. В данном случае этот принцип был реализован на 99%. Совсем без пакетиков сразу после «разгула» 30-и часового плацкартного существования обойтись не удалось: много было неформатной еды… но потом все устаканилось и обносы были не столько утомительны, как в других походах.
Второй момент – это минимальная трата времени на погрузку. В свое время мы в рафтмастере купили «карман» на палубу четверки, куда грузили, и грузили барахло, состоящее из рюкзаков и гермовок. В данном же походе был почти соблюден принцип по которому на четверку между матросом и капитаном боками друг к другу лежали два рюкзака с запакованными гермами. Все это хозяйство быстро пристегивалось двумя специальными лямками к баллону. Единственный момент – фотоаппарат. Для обеспечения оперативной съемки он не мог быть упакован далеко в рюкзак, поэтому на моем, левом баллоне герма с фотиком и частью личных вещей ехала третьим тюком. Конечно, это замедляло тайминг погрузки и ухудшало эстетит упаковки, но ничего не поделать… В первые дни, кстати, была еще одна проблема. Из-за набитости рюкзаков, они мешали либо матросам, либо капитанам. Но потом, в связи с потреблением продуктов, проблема стала рассасываться и к тому же мы стали класть рюкзаки, так, чтобы их карманы располагались вдоль ног капитанов: чтобы была возможность при перевороте выпасть. Крепился наш багаж двумя ремнями, поэтому не приходилось долго «вязаться» и распаковываться. Все эти нововведения сильно сокращали процесс выхода на маршрут и расстановки лагеря после перехода. Это давало больше свободного времени на просмотры порогов, отдых, фотографирование.
Итак, после стапеля, состоялось «торжественное» заползание в гидрокостюм. Легкий бриз, плюс пять градусов и мы такие… моржи…
Стартовали, пошли. До каньона «Короткий» было пару перекатов и на «Коротком» у нас была запланирована стоянка, чтобы по утру, со свежими силами, преодолеть порог.
По мене «знакомства» с рекой пришло понимание, что мы не попали в паводок, который был, вероятно, с неделю назад. Вода была ниже на метр-два от максимума и гораздо ниже, чем в 2015 году. Соответственно мощные пороги 2015 года снизили свою категорию, однако появилась другая проблема – мелководье и шкуродеры.
6.06.2018
Вечером 6-го числа Адмирал грозился подъемом в 6 утра и незамедлительным выходом на маршрут. Проснулись, однако ж, ближе к 11. Ночевка была довольно холодная. Сделал для себя вывод – надо второй пенкой закладывать борт палатки. И еще один лайфак «песочным людям» - теперь модно ходить не с пенками, а с надувными матрасами. Что очень помогает от кочек, коряг, камней…
Итак, на маршрут мы встали после 14 часов, не помню точно. Вообще, стандартно мы выдвигались между 14 часами и 17 и гребли до 22-23 часов, соответственно. Это детерминировалось не только и не столько пофигизмом, сколько погодой.
Отступление №2 Погода в этих краях на начало июня, по итогам двух походов, вырисовывается следующая.
Дождь или морось, иногда переходящая в град – один или несколько раз в день. Осадки не длительные, после того как туча разродится, выглядывает солнце, которое часто быстро все высушивает. Переменчивость погоды глобальная.
Чаще всего утром часов в 6-7-8 шел дождь. Потом он успокаивался, начинало нагреваться. И пик теплоты приходился примерно на 17-20 часов: как раз на нашу самую активную греблю. Потом шел очередной дождик, который очень удобно встречать на воде, и после него мы вставали на ночевку.
Кстати, вот погодная ретроспектива нашего похода:
Возвращаясь к маршруту…
При прохождении «Короткого» правый баллон штурмового Ката-2 жестко занесло на берег:
Тем не менее обошлось без киля, в улове перед второй ступенью каньона ребята зачалились, чтобы встать на страховку и сфотать прохождение ката-4.
Вторую ступень оба экипажа преодолели без проблем:
Далее начались поиски порога «Щечки». Держа в уме опыт прошлых лет, приходилось просматривать даже незначительные шиверы, чтобы не угодить в «заходную» шиверу Щечек.
К тому же, нам встретился еще один порожек 3 к.с., кажется, «Прыжок», где, собственно, лишь поплескало:
Щечки мы высмотрели нормально… зачалились, пожалуй, даже слишком заранее. Проходить решили сначала расходным экипажем, потом – четвёркой, поскольку смущали прежде всего габариты прохода между скалой и камнем.
Страховка была с берега – морковкой. На страховке встал Кирилл, я, как всегда – на фото. Пока ждали экипаж ката-2, вели с адмиралом сократическую беседу на тему возможных косяков при прохождании катом-4. Рассмотрели все возможные варианты, за исключением, пожалуй, похищения пришельцами нашего судна в сливе или телепортации… Продумали, что будет, если зайдем лагом (а здесь - 100% негабарит), если зацепим одним баллоном, другим. Если кильнет по дигонали, через нос, через корму… В общем итак и эдак обмусолили ситуацию и решили, что нас может «спасти» от всех неприятностей лишь очень четкий заход в слив носом вперед. Для этого матрос на правом баллоне должен мощным гребком и вовремя завести нос, а капитан левого баллона вовремя затабанить.
В общем, чуть не пол часа мы так сидели и рассуждали, а экипажа ката-2 все не было, и не было. Решили пройтись по берегу в поисках стоянки. Нашли неплохое место после Щечек, но перед связкой Горка-Кавказский, которую было решено штурмовать завтра. За это время кат-2 приготовился и исполнил прохождение:
Как выяснилось позже – зайти лагом в бочку и было их решение, чтобы левого не стукнуло головой о скалу (самый распространенный вид травматизма на этом пороге). Но, очевидно, это был не наш вариант…
После успешного прохождения ката-2, ребята сели на Кат-4 матросами и в таком составе мы прыгнули четверкой. С порогом справились отлично! Андрей-муравей вовремя мастерски завел нос правого баллона, я – затабанил. Единственный небольшой косяк – ударились выступом продольной рамы о скалу и повредили скрутку в районе капитанского места на левом баллоне.
По малой воде бочка была проносная, так что все случилось быстро и грамотно.
Затем встали на ночевку.
07.06.2018
Утро началось с дождя, плавно переросшего в эпический град. За короткое время навалило прилично:
Вставать категорически не хотелось, особенное если представить, что через какое-то время предстоит лезть в мокрый гидрач… Но, высунув нос из палатки мы поняли, что не все так плохо. Град хоть и лупил, но отскакивал от шмоток, которые сушились на растяжках.
В гидрокостюм лезть не хотелось, судя по всему, не только мне, поэтому с выходом на маршрут мы немного задержались. План был таков: пакуемся и несем вещи в конец каньона, потом проходим Горку и Кавказский (какой идет за каким я постоянно путаю, и не мудрено: между этими каскадами метров 50-100 с парочкой уловов для зачалки). После завтрака я прошелся до конца каскада по берегу с фотоаппаратом и сделал фотки, которые не мог себе позволить в прошлый раз, поскольку в 2015 г. нас с Якобом замыло на ЛБ и мы там проторчали пол дня не в силах выйти на струю – нас отбивало вновь и вновь к берегу…
После (или точнее в конце обноса вещей) я поднялся на скальничек и сделал несколько неплохих фото:
Потом начали прохождение… Здесь было уже не до фото: одни стояли на страховке, другие – проходили.
Кат-2 прошел оба порога на «отлично».
С Катом-4 все было чуть посложнее. После просмотра порога запомнить где в каком месте куда сворачивать – было категорически невозможно. В итоге в каком-то месте нас сначала развернуло лагом, потом, когда мы уже развернулись кормой вперед, нас правым (или уже левым) баллоном навернуло на камень. Встали в сливе, близко к берегу. Поэтому было принято решение разгрузить баллон: Костик выскочил на берег, я – перекинулся на его место, Кирюха – на мое. Разгруженный баллон приподнялся, мы соскочили с камня. Дальше «говносплавились» несколько метров и быстро зачалились. Костик, тем временем, потихоньку забрался на берег…
Немного передохнули и уже чисто прошли последнюю ступень.
Потом довольно оперативно погрузились и продолжили маршрут.
Следующий серьезный порог на нашем пути – Сомнительный, 4 к.с. Искать его особенно не пришлось – перед ним хоженные тропы обноса и виден какой-то автомобильный знак.
По графику мы вполне укладывались и Кирилл решил, что здесь можно сделать стоянку. Но прикол был в том, что над самим порогом встать было категорически негде: нет ни одного ровного места под палатку. Берег представляет собой каменный сандвич острыми краями наружу… Лишь на вершине пригорка можно было нормально расположиться…
Перед тем, как начать разбивать лагерь, прыгнули «Сомнительный». Порог представляет собой три ступени. Самая сложная – вторая, с водопадным сливом. Прикол в том, что перед второй ступенью особо не разгонишься – весь разгон гасит первая ступень. Некоторые – мы помним – умудряются «лечь» прямо на ней (из хроники 2015 г.):
Конечно, по малой воде, да и еще на четверке о киле на первой ступени речь не шла, но и скорость развить перед второй – не реально. Здесь надежда на хороший, ровный заход.
Четверка шла два раза (второй раз я заменился). В первый раз в бочке у нас подняло нос и мы встали на полусвечку. Второй раз ребята прошли идеально чисто.
Кат-2 прошел порог на «отлично».
После прохождения «Сомнительного» началась пешка с вещами на кручу вверх. Кому-то повезло (как Андрею-муравью) и он нашел более-менее хоженую тропу… А мы с Ваней штурмовали скалу «в лоб». Было интересно! Хоть и тяжело. В какой-то момент я даже стал осыпаться вниз, но Андрюха, забравшийся первым, подоспел на помощь и вытянул меня за руку.
На вершине дров было предостаточно, были места под палатку, было красиво и просторно. Как раз так, чего просила душа. Здесь решили сделать полудневку: провести вечер и пол следующего дня.
Было время подурачиться:
А я «оттянулся» с фотоаппаратом на скалах и мхах.
08.06.2018
День рождения Адмирала.
Спали – много. Позавтракали – отлично. Что еще надо?
Конечно, собраться – и на маршрут. Правда перед этим, инициативная группа партии «Моржей» провела серию самосплавов.
На сегодня у нас было два крупных препятствия и несколько мелких. Крупные – это Оба-на и Маманя, мелкие – пороги на подходе к Оба-не.
На удивление не простым оказался Муравей, где мы катом 4 бабахнулись о какой-то подводный камень.
А в 2015 г. этот порог воспринимался просто как шивера:
Кстати, по итогам похода у нас погнулась одна палка рамы. Но где? Кирилл полагает, что на Муравье. Мне кажется – что когда нас насадило баллоном на камень на Кавказском…
Следующий порог – БСТ (быстрая смерть туриста) – достаточно легкий. Странно, почему это препятствие назвали так пафосно. По мелкой воде для 4-ки он представляет опасность только с точки зрения шкуродера. Для его прохождения в одном месте мы совершили резкий траверс с левого берега на правый и прошли так, как задумали. Что несколько реабилитировало нас за косяк на Муравье.
После БСТ идет сразу Оба-на.
На мой взгляд по такой воде Оба-на была слишком мелковата для прохождения, но это не смутило наш бравый расходный экипаж:
Потом Кирилл прыгнул в тандеме с Бабанькой:
Кстати говоря, на Обане мы встретили также державшийся, как и мы, на позитиве, экипаж из Златоуста, с которыми потом осуществляли выброску на катере.
На обнос вещей и прохождение порога у нас не ушло много времени…
А за Оба-ной была Маманя.
Адмирал прислушался к моему совету – респект ему за это и уважуха – и мы обнеслись по правому берегу, а не по левому, как это делают выпендрежники и турклубы с использованием тросов и прочей дребедени… Да, обнос был тяжелый, да, сделали две ходки: с вещами и потом с катами. Зато все прошло опять слаженно и без надрыва.
Кстати, когда делали ходку за катами, прихватили фотик и поднялись на высокий правый берег над Маманей, где я – традиционно – мог много чего интересного запечатлеть…
После восхождения мы погрузились и подплыли к самой Мамане полюбоваться величием водопада.
Затем отправились дальше – наша стоянка была запланирована на Тесном. Кстати, стоянка была одной из самых красивых: словно в Японском саду среди мхов, лишайников, скрюченных деревцев…
Вечером состоялось традиционное прохождение порога, где Кат-4 прошел как было изначально задумано, тогда как морально разложившиеся хомо-сапиенс на Кате 2, устроили цирковое представление с пингвином, не попав… никуда: ни в правую струю (более предпочтительную), ни в левую (куда могло бы вынести, если не делать ничего)… В итоге – небольшая сумятица и море позитива…
Отступление № 3, про Ивана
Не могу не поделиться передовым опытом из этого похода, а точнее – «возвращением к истокам».
На своем веку я повидал много всяких устройств для обеспечения разогрева пищи на костре. В 80-ых мы вытачивали две рогульки и ставили поперечину. И мне казалось, что так будет всегда… Минусом этой системы было то, что не всегда с ходу находились нужные сучки или деревья с развилкой и, честно говоря, жалко их было рубить… Но пришли 90-ые с их передовыми технологиями. И самым писком моды стали тросики, которые натягивались между деревьев над костром. Затем на тросики надевались либо длинные крючки, либо такая же проволока с крючком, закрепленная на тросе. Но и в этой системе были минусы: во-первых, не всегда находились нужные деревья, о которых можно было смастерить растяжку, во-вторых, о тросик часто спотыкались, но не ногами: а головой или туловищем, что вдвойне обидней и в-третьих, не дай бог веревка где-то перегорит или узел развяжется. В этой связи я вспоминаю поход в конце 90-ых по Чирко-Кеми, где на финальной стадии приготовления ужина наша гречневая (хорошо помню, что именно гречневая!) каша вся без остатка спикировала в огонь на глазах у изумленной и голодной публики… Тем не менее, тросики надежно вошли в жизнь туриста и продержались довольно долго. Конечно, кто-то ездит с газовками, кто-то умудряется варить и жарить на камнях, кто-то ходит с устройствами типа мангалов или какими-то причудливыми плитами, но общий тренд был – тросики.
А сейчас мы шли с Иваном.
Берешь палку, закрепляешь один конец камнями или еще как-то и… собственно, – все… Из плюсов – простота в исполнении. Из минусов – помещается, как правило, не более двух канов одновременно и иногда возникают сложности с установкой противовеса.
9.06.2018
Денек был, прямо скажем, хмуроват… но все прошло традиционно: сбор вещей, докатка порога, выход на маршрут.
Этот день запомнился, прежде всего, значительными плесами… Долго шли до так называемой Бани (хозяин Бани в этом году помер: ехал на снегоходе по реке и провалился под лед), поэтому на этом месте просто сделали привал. Встретили там команду из Нижнего Новгорода, которые сказали, что нас не видели, но слышали. Имелось в виду возлияние после прохождения Щечек и пресловутые крики «А-а-а!» после опрокидывания бокала джентельменского напитка, известного со школьной скамьи формулой С2Н5ОН. Нижегородцы шли неспеша, на белрафтах, с мотором… В их команде заболел человек – я выдал Колдрекс и Анвимакс из аптечки… (Странно, что сих лекарств у них не было). Мы же разжились у них кипяточком, перекусили и поплыли дальше. К слову, миф о том, что на Бане есть мобильная связь уже второй раз остается лишь мифом.
На этот раз наша стоянка планировалась на Водопадном. Нижегородцы нас сориентировали, что до него час-два максимум. У меня же поход 2015 года не оставил ровным счетом никаких воспоминаний об этом промежутке. Кирилл тоже лишь смутно помнил, что было в его первом походе по этой речке в 2010 году.
В итоге мы шли не менее 3 часов после бани, а то и больше. При этом Водопадный чуть не спутали со Ступенькой (2 к.с.), т.к. характер порогов был, в целом, похож…
10.06
Устроили дневку по случаю Дня рождения Вани.
В этот день нас нагнала группа из Златоуста, у них была бензопила, поэтому инициативная группа делала баню.
Перед баней народ сплавился по порогу без гидрики.
В целом, день прошел на мажорной ноте, поскольку никуда не надо было плыть, собираться и т.д.
Еще фото порога:
11.06
В этот день, понимая, что поход подходит к концу, как-то особенно не хотелось торопиться. Первыми стоянку покинули коллеги из Златоуста, мы – за ними.
Теперь, идя по большой реке, большинство порогов мы не просматривали. Основная опасность – мель. Поэтому мы старались увидеть где идет основная струя и по ней сплавлялись.
Было много «плеса»: команда изнывала...
Сделали перекус на слиянии с Тумчей и решено было сходить 1 км. вверх по течению, чтобы посмотреть, что представляют собой пороги «Котел» и «Яма». Оказалось - ничего особенного, ради чего стоит сюда заезжать:
Но по обеим берегам были оборудованные стоянки в стиле «остров духов»:
Немного пофотографировавшись, мы пустились дальше в путь – стоянка была на пороге Карниз, который в этом году (в отличие от 2015 г.) не представлял никакой сложности.
Ранний зачал позволил вдоволь накататься на пороге, неспешно разбить стоянку, приготовить ужин.
На этом месте, к слову, уже находились наши попутчики из Златоуста с бензопилой, так что недостатка в дровах снова не было.
Кирилл приготовил свои знаменитые кирбургеры (бутербродный замес из всего того, что приходится под руку):
12.06
Был столь же расслабленный день, что и прошлый: мы шли от Карниза до Шляпы, где на следующий день нас должен был забрать катер.
Основная проблема была в том – где встать, до Шляпы или после. Решили, как и в прошлый раз, - после. Стояли, соответственно, там же, где и группа из Златоуста. Шляпу прошли быстро, как сказали бы в описании «шли по сложной траектории, обходя препятствия».
13.06
Утром были сборы. На катере, чтобы сэкономить финансы, мы скооперировались с ребятами из Златоуста.
Как-то так получилось, что мы с ними настолько скорефанились, что почти пол похода провели вместе.
Путешествие на катере, который гремит, грохочет, словно разваливается, - особое удовольствие. Сначала наслаждаешься красотами природы, а когда корабль выходит в водохранилище – сразу народ сдувает на нижнюю палубу, где идет игра в карты…
Прибыли в Зареченск мы раньше срока и пришлось подождать несколько часов.
На приехавшей буханке было пробито колесо – пол часа ушло на танцы с бубнами по его замене, но нам торопиться было некуда: поезд был ночной и мы не спеша добрались до Кандалакши.
Последний из запомнившихся приколов (помимо того, что Ваню опять заарестовали за публичное распитие спиртных напитков), был в погрузке… Когда пришло сообщение, что поезд прибывает полупьяная-полусонная команда схватила вещи и… занесла их на среднюю платформу, а потом побежала за оставшейся частью. Так вот приехавший поезд остановился так, что загородил собой нашу кучу из вещей. Хорошо, что попался нормальный проводник и открыл нам вторую дверь – с другой стороны поезда.
Как всегда, оперативно загрузились и далее последовал день релакса, хотя ехали мы уже в довольно стесненных обстоятельствах – на пути «обратно» вагон был набит отъезжающими в теплые края…
Так окончилось еще одно великолепное приключение!
Некоторые добавления.
Главное, что мне понравилось в этом походе - команда, с которой все проходит «на позитиве». Лично я получил заряд бодрости и оптимизма! Спасибо всем участникам похода!
Этот поход, как и многие другие был богат на разного рода приколы, как приличные (которых было, конечно, меньше), так и не приличные (которые пусть останутся в непереложенной на цифровой носитель памяти потомков).
Итак, во время гребли зачастую с ката-4 неслись фразы, произнесенные с китайско-прибалтийским акцентом: «Ми команда! Покатушки!» (так, будто бы, кричали коммерцы на Катуни).
Еще один прикол, который тиражировал Ваня, а потом подхватила и вся команда - кричать что есть сил «А-а-а» после возлияния. Можно, в принципе, и просто так… Благодаря этому соседние группы узнавали, что едут «москвичи» (или – «ногинские»), кому как удобно. Т.е. нас было сначала слышно, потом – видно.
Вообще, светоч русского прикола – Константин – «жег» постоянно и без передыху. Его просто надо слушать, словами не передать… Богатый жизненный опыт адмирала позволяет генерировать массу интересных историй на единицу времени и также не может оставить никого равнодушным.
Кстати, кто-то из участников похода сказал, что «после 16 часов Кирилл начинает повторяться…»
Я как-то так творчески осмыслил это замечание:
Всем удачи!
Комментарии