Get Adobe Flash player


Короткой строкой


Глубина пространства измеряется смыслом

А. Дыфо

Архив 

Фото дня

ОАЭ

Май 2018 г. 

Олимпийский кубок
Фрактал из Фрагментариума
joomla

Красненькая - Кутсайоки - Тумча, июнь 2015

1 Рейтинг:   / 46
ПлохоОтлично 

Ну что ж… Как говорится, «по просьбам трудящихся» о моей экспедиции… Тем более, что и многие просили показать фотки с нового фотика…

Примерно 1500 км. на север от Москвы – не комар чихнул. И не за рыбой мы ходили, а за «острыми впечатлениями». Короче, сплав на катамаранах по речке 3-4 категории сложности с элементами 5-й. (Кто не знает, 1-я – минимальная, 6 - максимальная). Нитка маршрута: г. Москва - г. Кандалакша - пос. Алакуртти - Чертов Мост - р.Красненькая - р.Кутсайоки - р.Тумча - г. Зареченск – г. Кандалакша - г. Москва. Если брать в целом, то путешествовали мы в Мурманской области, нагорье Манселькя.

Состав команды: 7 человек. Адмирал (Тоха), Женя (Романыч), Якоб, Испанец, двое Серёг (Кузьмич и Вавилов) и ваш покорный слуга, в народе - Кэп.

Правильно говорят, что в России нет дорог, а есть направления… Если до Кандалакши добраться – без проблем (на поезде), то до Алакуртти брали уже продвинутый мерседес-фургон. А вот от оттуда до реки еще 3-4 часа ходу в буханке. И все из-за того, что один местный житель любит ездить на рыбалку на танке. По крайней мере, так рассказал нам шофер. И этот чудный человек своим танком разворотил все деревянные мосты. Поэтому кое-где шли речки в брод, кое-где скакали по таким косогорам, что дух захватывало. Респект буханке! 
Из важного отмечу: восхищаюсь стойкости немногочисленных местных жителей. За две недели без дождя был только один день. И… белые ночи… Не питерские, с полумглой, а реальные, когда ночью светит как днем. В итоге, когда в поезде на обратном пути мы увидели, что темнеет – радости не было предела! Зато и в преф в 3 часа ночи не сыгранешь… Печалька…
И еще. Погода. Что такое «переменная облачность с прояснениями, возможен дождь» там можно пощупать и потрогать. Пол часа может фигачить дождь с градом так, что хочется зарыться под камень… я даже надевал каску: не так сильно молотит и голова суше… потом пол часа начинает бить солнце. И такая смена погоды 5-7 раз за несколько дневных часов. Вечером и ночью, как правило, стихало… Ну и температура не превышала 15 градусов. Так что когда прибыли ночью в первопрестольную, здешние 17 градусов показались нам чуть ли не жарой!
Теперь о порогах.
Первый из сложных, - порог Короткий Каньон… Там экипаж двойки в составе Романыч-Испанец на второй ступени не набрал скорость перед сливом и матроса "замыло". Несмотря на диагональную свечу, капитану ката - Романычу - удалось избежать переворота. Зрелище было фееричное! Это был, пожалуй, первый пример на нашем маршруте - как важно "держаться до последнего"...

Следующий - Щечки (3+ к.с.). 

Честно говоря, перед поездкой не было времени готовиться и я не почитал лоции. А в одной из них, между тем, присутствовала такая текстуха: «В связи с крушением катамарана и гибелью туриста в предыдущей группе, данный порог обносился всеми экипажами»… (http://turclub-kostroma.ru/reports/otchet-o-vodnom-pohode-4-k-s-r-krasnenkaya-r-kutsayoki-r-tumcha-kareliya-kolskiy-p-v) Ну, до этого момента, как выяснилось, не дочитал даже наш адмирал, поэтому шли гружеными катамаранами-двойками… А цимес этого порога в том, что струя с разворота бьет прямо под камень. В общем, было как-то стремновато, первым прыгнули мы с адмиралом… При этом я косячнул на заходе – не там гребанул и вовремя не оттабанил: слились боком…

Другие двойки прошли куда лучше, хотя тоже не без приключений... В какой-то момент двойка двух Серег зависла в бочке и на нее сверху свалился кат в составе Адмирала и Якоба.

Далее 
Пор. Кавказский и Горка. Нагромождение валунов в довольно узком ущелье. Мы как-то криво вышли из одной бочки и нас струей навалило на «береговые» камни того берега, где, собственно, не берег, а скала. Катамаран удалось спасти. Когда я почувствовал что все, пипец, скомандовал Якобу сваливать на берег, далее сплавили кат чуть ниже по течению с помощью чалки. Но после этого выйти на струю уже не смогли – жестко прибивало к берегу. Что нам кричат с другого берега, за шумом воды было практически не слышно...

Посовещавшись, мы решили разгрузиться и метров 20 таранили барахло по почти отвесной стене. Ситуевина усугублялась тем, что в этот день мы прошли довольно большой километраж и несколько порогов, а кушали только с утра… В общем, я принял решение делать харчи (у нас с собой был доширак)… Пока я таскал с берега на скалу вещи с помощью реп-шнура, привязанного к деревцу, Якоб развел на скале костер, вскипятил в кружке воду, заварили доширак… И тут оказалось, что Якоб не ест доширак!!!... В общем, в это время к нам добралась братва из нашей команды по берегу, каждый взял по герме или рюкзаку и сделали «пешку» по скалам примерно с пол км. А мы с Романычем на негруженом катамаране ухитрились выскочить из улова… Это, в общем, отдельная история… Негруженый кат поставили носом против течения, чалкой цепанули с носа за дерево на скале, потом Серега Вавилов стропорезом ее рубанул, а я (как сидящий на ближнем к струе баллоне), в это время сделал тебан. Струя ударила в нос ката и нас развернуло, но уже на центре реки… (Там от берега до берега было метров 5-7). Далее слились кое-как… Плохо помню этот момент, т.к. сплошные валы и бочки на фоне усталости… Романыч, хотя и сидел не на своем баллоне, справился в роли капитана этого прохода "на отлично"... Но шкребли баллонами, конечно, жестоко. Главное - катамаран выдержал.
Кстати, в соседней группе примерно в том же месте, только на «проходимом» правом берегу в схожей ситуации оказался кат-четверка. И народу в той группе было человек 20-30. В общем, мужики навалились и на «раз-два» попытались вытянуть кат. Ага! Раздался треск и стальная рама разлетелась в клочья, так что отдельные детали летели, по словам тех, кто наблюдал за действом – метров на 20-30… Нам, в общем, удалось сохранить катамаран и вещи, но на все ушло часов 5-6… Был сорван график дневного перехода + на следующий день пришлось делать дневку для отдыха.
Далее из интересного – порог Сомнительный, 4+ к.с. Первый проход – смыло адмирала, но кат не перевернулся.

Второй проход – наш (Кэп и Якоб), прошли чисто (ну хоть где-то!!!). При этом применив, по согласованию с адмиралом, хитрую тактику: во второй, самой сложной ступени, закусывало больше всего правый баллон, поэтому Якоб, насколько позволяли обстоятельства, залег в бочке, чтобы сместить вес с кормы на нос (на фото: я делаю замах на зацеп, он – лежит).

Третий кат (Сереги) – киль на первой ступени, остальные две – самосплав. Капитану (Кузьмичу) удалось забраться на перевернутый кат и выловить матроса. Мы с Якобом стояли на страховке, но она, фактически, не понадобилась…

Следующий порог – малый Янискенгас (в народе «Оба-на»). Общий перепад – около 10 метров. В том числе мощный пологий слив 7-8 метров. Как правило, порог обносится, но мы прошли всеми тремя катамаранами. Люблю, когда на фото четко видны фигуры и лица))):

Что могу сказать… Несколько секунд. В какой-то момент я потерял ощущение земли и не понимал, где верх, а где низ… Навал тонн воды… Последние 2-3 метра летели в отвесном сливе, затем нас выбило из бочки струей… Сложность этого порога в том, что: 1. Не по-децки играет очко 2. Важно очень точно зайти, далее несет так, что сделать практически ничего не возможно…
А вот и Большой Янискенгас (в народе «Маманя»). Мы обнесли этот порог, т.к. большинство тех, кто его прыгал – погибало. Ну, 25 метров отвесного слива в камень… тут без вариантов… На этом пороге мы порвали один из катов, решив пустить его самосплавом (т.е. без народа). Где-то при ударе об камень разорвало гондолу (баллон при этом остался жив).

По-моему, это самый большой водопад в Карелии и Мурманской области... Ну, точно в пятерке... не уточнял.

Порог Тесный...

Тут все ясно из названия. Сложность в том, чтобы "правильно" попасть из второй ступени в третью... Мы с Якобом шли вечером, устали, не выгребли конкретно - свалились в третью ступень боком.Утром у Адмирала и Романыча вышло куда лучше - тоже не догребли, но успели выровнять нос.

Следующий интересный порог - Водопадный. Он состоит из двух частей, в каждой из которых 2-3 ступени. Порог сложный: где-то надо ловировать, где-то - разгоняться для пробоя бочки. Договорились встать в улов между двумя частями порога. Первые прыгнули мы с Адмиралом. Все прошло более-менее чисто, если не считать того, что Тоха решил по ходу пъесы изменить траекторию нашего прохождения порога...

 

Второй раз прыгнули мы с Испанцем. Прошли также чисто (но ближе к ЛБ), однако в нужный улов (на ПБ, через струю) зачалиться не удалось...

В итоге вторую часть этого порога Адмиралу пришлось прыгать с Романычем (на втором кате). А мы с Испанцем прошли ее позже, понаблюдав за прохождением с ЛБ.

Ну и на закуску свечка, поставленная нами с Испанцем в пороге Карниз.  

Вот видео на мобилу с этого прохода:
https://youtu.be/2DLFJTry30I

Последний порог на нашем маршруте - "Шляпа" (3 к.с.) был пройден катамаранами в составе Адмирал - Якоб и Романыч - Испанец. Адмиралом была выбрана сложная траектория движения, "в объезд" основной бочки.Вот фото, где присутствуют оба оставшихся катамарана:

В итоге, поход был, по моим ощущениям - на грани возможностей... 

Еще хочу отдать должное нашему коку - Кузьмичу, который самоотверженно взял на себя эту непростую роль в нашей чисто мужской компании. По приезду я даже приготовил салат по его рецептуре... но... уже не то! Нужна рука мастера...

Из «приколов». В какой-то момент один из катов (Серега и Испанец), ехавших впереди, круто разворачивается против течения и начинают молотить веслами назад. Оказалось – увидели медвежонка и медведицу. Хорошо, что без последствий. 

В общем, впечатлений хлебнули нормально так... срочно в спячку...
И, последнее… виды…


Волшебный микромир Севера: 

 

 

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

Get Adobe Flash player

Powered by RS Web Solutions

 

Copyright © 2016. All Rights Reserved.